Опубликовано: 20.12.2017
Болезнь Паркинсона (БП) – распространенное нейродегенеративное заболевание, особенно среди пожилых людей. От 16 до 19 на 100 000 человек ежегодно заболевают БП. Более 6 миллионов человек во всем мире живут с этим прогрессирующим неврологическим заболеванием. Нарушения движения являются распространенным признаком БП. ЛФК при болезни Паркинсона – важная часть немедикаментозного вмешательства, направленная на улучшение качества жизни пациентов и устранение неблагоприятных симптомов.
Три наиболее распространенных признака БП – это мышечная ригидность, постуральная неустойчивость (расстройство равновесия) и тремор рук или ног в покое. Лечебная физкультура (ЛФК) помогает пациентам восстановить прежние двигательные навыки и вернуться к нормальной жизни.
В дополнение к возникновению трудностей с выполнением хорошо изученных последовательностей движения, таких как ходьба, поворот, письмо и хват, некоторые люди с БП постоянно падают и страдают от когнитивных нарушений. Вместе эти проблемы могут влиять на качество жизни человека и участие в общественной жизни.
Физиотерапевтическое лечение расстройств движения у людей с БП состоит из 3 ключевых элементов.
Первый элемент учит человека тому, как лучше всего передвигаться и поддерживать стабильность походки с помощью когнитивных стратегий. Данная методика известна как «стратегическое обучение» и нацелена на устранение первичного дефицита моторного контроля в базальных ганглиях, стволе мозга и моторной коре.
Существует 2 формы стратегического обучения:
Второй элемент физической терапии – это лечение вторичных осложнений, влияющих на костно-мышечную (например, суставы) и кардиореспираторную системы, возникающие в результате снижения физической активности, состояния возраста и сопутствующих заболеваний.
Третий элемент – комплекс физических упражнений (зарядка, пилатес, аэробный спорт, йога), которые помогают человеку предотвращать падения и нормализовать физическую активность. Многие рандомизированные подтвердили, что физические упражнения при болезни Паркинсона способны в значительной степени облегчать жизнь пациентам.
Гимнастика при паркинсонизме позволяет пациентам развивать «тонкую» моторную координацию, что снижает риск падения практически вдвое. Однако необходимо отметить, что использование массажа, согласно ряду когортных исследований, не эффективней ЛФК при болезни Паркинсона.
В клинических условиях физиотерапевты используют каждый подход для обеспечения всесторонней, ориентированной на клиента, помощи.
Моррис и его коллеги предоставили некоторые из первых доказательств того, что вышеперечисленные стратегии обучения могут помочь людям с БП облегчить движение, ходьбу и балансировку тела. Их лабораторные испытания показали, что внешние сигналы, такие как белые линии на полу, или определенный ритм, вызываемый метроном или музыкой, позволили пожилым людям с умеренным и тяжелым БП ходить с более длинными шагами и нормальным степпингом.
Данные стратегии помогли людям быстрее ходить, компенсируя наиболее распространенное расстройство движения: гипокинезию. Гипокинезия – уменьшенная амплитуда и скорость движения. Моррис доказал, что многие люди с БП, не имеющие заметной постуральной неустойчивости, могут быстро ходить с долгими быстрыми шагами, просто сосредоточив свое внимание на данном процессе.
Пациенты сознательно минуют поврежденные базальные ганглии и используют лобную кору для регулировки амплитуды и времени движения. Сознательно думая о желаемом движении, люди с БП компенсируют дисбаланс нейротрансмиттеров в базальных ганглиях.
Другие стратегии включают визуализацию хождения с длинными шагами, умственную репетицию желаемого шаблона движения перед выполнением действия, разбивку длинных или сложных последовательностей движения на части, фокусирование на характеристиках каждого отдельного движения и избегание работы с двумя моторными действиями одновременно. Эта модель основана на теории, что способность двигаться нормально не теряется при БП. Вместо этого возникает проблема активации, которую можно преодолеть с помощью целенаправленной физической терапии вместе с оптимальной фармакотерапией.
Стратегическое обучение может быть использовано как для компенсации расстройств движения, так и для помощи людям в том, чтобы они могли легче передвигаться с помощью тщательно структурированной практики.
До сих пор обсуждалось то, как определенные области центральной нервной системы могут компенсировать дефектные базальные ганглии с помощью стратегий внимания или внешних сигналов.
Однако рандомизированное контролируемое исследование показало, что компенсаторные методы могут быть полезными только в краткосрочной перспективе. Исследователи сообщили, что двухнедельная стационарная программа терапии продолжительностью до 45 минут на сеанс эффективна для снижения инвалидности и улучшения скорости ходьбы и балансировки тела у пациентов с болезнью Паркинсона. Однако эффект не закрепляется и исчезает после трех месяцев лечения. Одной из возможных причин возврата к исходному уровню возможностей является относительно маленькая практика.
Кроме того, когнитивно-ориентированная стратегия обучения может потребовать много умственных усилий и может утомить некоторых людей. По этой причине терапевты обычно обучают людей выборочно использовать когнитивные стратегии, которые необходимы для ключевых функциональных задач, а не использовать их непрерывно в течение дня.
Появляется всё больше доказательств того, что на ранних этапах БП сохраняется способность изучать новые двигательные навыки. Например, недавние исследования сообщили, что способность изучать новые последовательности движения верхних конечностей была сохранена у людей на ранних и средних стадиях БП.
Аналогичным образом стэндфордское исследование показало, что многозадачная обучающая программа походки, сочетающая тренировку ходьбы и познавательной, а также ручной деятельности, привела к увеличению скорости ходьбы у людей с БП. Это улучшение эффективности ходьбы, достигнутое только в течение трех 30-минутных учебных занятий, сохранялось в течение 3-недельного периода.
Поскольку БП является хроническим прогрессирующим расстройством, физические нагрузки необходимы пациентам для поддержания оптимального уровня здоровья и расслабления мышц при ригидности. Недавние исследования доказали, что лечебная физкультура при болезни Паркинсона может полностью вернуть пациенту возможность делать то, что он делал раньше (ходить, бегать, участвовать в социальной жизни).
Результаты из нескольких источников (включая как модели животных, так и информацию от людей) подтверждают важность энергичных упражнений для людей с синдромом паркинсонизма и поднимают вопрос о том, может ли такое упражнение играть нейропротективную роль. Например, Тиллерсон и его коллеги показали, что использование беговой дорожки улучшает двигательные характеристики и нейрофизиологию мозга у двух разных моделях крыс с БП.
Данные Фишера и его коллег показывают, что лечебные эффекты от упражнений могут возникать у людей на ранних стадиях БП. Наконец, были проведены исследования влияния физической активности на будущий риск развития БП. Были изучены данные 143 325 человек. Авторы определили снижение относительного риска развития заболевания у тех лиц, которые сообщили об умеренной и высокой физической активности в начале исследования. Хотя пока неясно, оказывают ли упражнения нейропротекторный эффект у людей с БП, но, как минимум, упражнения помогают здоровым людям отсрочить наступление симптомов болезни.
Всесторонняя клиенториентированная физическая терапия для людей с болезнью Паркинсона основана на компенсаторных стратегиях, помогающих обойти дефектные базальные ганглии.
Степень, в которой используются стратегии, упражнения и медико-санитарное просвещение, варьируется в зависимости от индивидуальных потребностей пациента. В целом, цель состоит в том, чтобы позволить человеку с БП жить хорошо, обеспечивая ему эффективные процедуры, способствующие укреплению здоровья. К таким процедурам относится не только ЛФК, но и массаж, интенсивные дыхательные упражнения и гимнастические тренинги.