Опубликовано: 21.08.2016
Признаки сотрясения мозга у ребенка выявить достаточно сложно, трудности выявления связаны с особенностями строения нервной системы детей. Сотрясение головного мозга имеет четкое определение и его диагностируют, если после травмы имеются симптомы нарушения работы головного мозга, но не обнаруживается никаких физических повреждений в нем.
Повреждения возникают на уровне синапсов нейронов, не исключается и изменение химического, коллоидного состава клеток. Это выражается нарушением связей между отделами мозга, раздражением определенных структур. Чтобы определить признаки сотрясения, нужно выяснить, каков уровень развития нервной системы у ребенка, и какие нарушения у него могут быть.
Травма у ребенка – это не всегда удар или ушиб. Клетки головного мозга у детей содержат больше воды, чем у взрослых, и поэтому даже несильная встряска может вызвать сотрясение, например, прыжок с высоты, подбрасывание в воздух, даже наблюдались случаи сотрясения при грубом укачивании.
Наибольшее количество травм — 45% отмечается у детей старше 10 лет, что связано с их повышенной физической активностью, общением и нередкими конфликтами со сверстниками.
Интересно, но второе место по травматизму (25%) принадлежит малышам от 3 месяцев до года. Объяснение простое, именно в это время ребенок учится переворачиваться и ползать. Каждая секунда без надзора родителей и ребенок может упасть. Малыши до 3 месяцев травмируются намного реже (2%), да и после года, когда малыш учится ходить, сотрясение наблюдается всего в 8% случаев.
Третье место по частоте сотрясений занимает дошкольный и младший школьный возраст (20%). Любознательность, активность детей от 3 до 10 лет играют свою роль. Причем нередко ребенок, или присматривающие за ними няни и воспитательницы пытаются скрыть травму от родителей, поэтому чтобы выявить сотрясение нужно хорошо знать малыша, его поведение и быть внимательным.
Первые признаки сотрясения, по которым определяют его тяжесть: оглушение, амнезия и потеря сознания. Но у малышей четко разделить сотрясение по тяжести невозможно. Признаки амнезии выявить у детей до года или чуть старше, которые не умеют говорить, трудно, но оглушенность присутствует при сотрясении часто, правда, иногда она скрыта под выраженным возбуждением и плачем.
Потеря сознания в возрасте до 10 лет наблюдается редко, вернее, к этому возрасту происходит полное формирование связей в мозге, а чем младше ребенок, тем меньше количество связей, которые необходимо восстановить, чтобы не потерять сознание. Потеря сознания бывает, но чаще всего очень кратковременная, заметить ее у малыша можно, если обратить внимание на то, что он не сразу после удара, падения начал кричать.
Каждый из периодов развития ребенка имеет определенные особенности, и в зависимости от того сколько лет ребенку, симптомы сотрясения могут проявляться по-разному.
У грудного ребенка хорошо развиты ствол и средний мозг, остальные его части еще незрелые, связей в них мало, поэтому главные симптомы сотрясения – это тошнота, которая проявляется частым срыгиванием, бледность кожных покровов и возбуждение, сменяющееся сонливостью.
Рвота и тошнота присутствуют при сотрясении головного мозга почти всегда. Они связаны с раздражением клеток четвертого желудочка, в образовании которого принимают участие ствол, средний мозг и мозжечок. Поэтому однократная рвота или тошнота у детей позволяют заподозрить сотрясение.
Диагноз можно поставить только при тщательном неврологическом осмотре невропатолога, поэтому нужно обратиться к врачу. Если это невозможно, то чтобы исключить более серьезную травму (ушиб, гематому), нельзя давать ребенку спать некоторое время, это позволит выяснить, нет ли у него нарушений сознания. Следите за зрачками, при одностороннем изменении их размера, или потере сознания срочно вызывайте скорую.
Вегетативные нарушения также встречаются при сотрясении головного мозга в любом возрасте, они выражаются бледностью кожи после травмы, похолоданием конечностей. Нередки изменения частоты пульса, давления, повышенная потливость.
У детей до года формируются двигательные функции, память. Ребенок начинает узнавать знакомые лица, повышается его двигательная активность, что чревато травмами. Первые симптомы почти те же что и у младенцев, но если быть внимательным, можно заметить снижение аппетита, капризность, повышенную сонливость, особенно если ранее малыш хорошо придерживался своего режима. Наряду с сонливостью, наблюдаются нарушения сна. Сон беспокойный, часто прерывается.
Такое малое количество явных признаков бывает и потому, что у детей на первом году жизни, нет полного зарастания родничков, а у новорожденных и швов, что создает возможность амортизации при травме.
Дети до трех лет учатся ходить и нередко падают, у них размер головы не соответствует телу, что вызывает трудности с удержанием равновесия. Но количество травм в этом возрасте снижается, это объясняется:
Еще одна особенность это то, что ребенок учится говорить и узнавать предметы, поэтому наряду с остальными симптомами (рвота, капризность, сонливость, бледность) можно обнаружить и амнезию. Зная словарный запас ребенка (кука – кукла, мика – мишка), и предметы, которые ему знакомы, можно спросить: «Что это?». И если малыш не узнает свою любимую куклу или мишку, это признак сотрясения.
Двигательные навыки также нередко помогают определить сотрясение головного мозга. Когда ребенок, недавно научившийся пользоваться ложкой, собирать пирамидку, не может этого сделать, то признак ретроградной амнезии налицо. Симптомы антеградной амнезии могут выразиться в том, что при повторном обучении восстановить навык сразу не удается.
Дополнительным симптомом может быть головная боль, ребенок уже способен пожаловаться, если у него что-то болит, или хотя бы обхватить болезненное место руками, может быть и раздражение от шума, света. В некоторых случаях наблюдают временное нарушение зрения, которое быстро проходит.
Специфический симптом, который можно обнаружить в этом возрасте является нистагм и снижение бокового зрения. При просьбе проследить за игрушкой, которую передвигают от центра вправо или влево ребенок не только пытается повернуть голову в ту же сторону, но у него могут быть заметны короткие, резкие движения глазных яблок.
У дошкольников 3—6 лет симптомы, указывающие на сотрясение, могут быть те же, но возможность определения амнезии у них выше, к тому же в этом возрасте легче выявить и оглушенность. Сразу после травмы, если задать малышу несколько вопросов о том, как он себя чувствует, или как зовут маму, то он может ответить не сразу, как бы обдумывая ответ.
Для определения амнезии можно попросить повторить за вами несколько слов или сказать недавно выученный стишок. Нарушение координации отмечается на фоне изменения, шаткости походки, что говорит о головокружении. Малыша перестают интересовать любимые игрушки, мультики.
Уже при достижении 11 лет связи в головном мозге практически сформированы, и дальше идет перестройка, отсечение ненужных связей и укрепление наиболее часто используемых. До двадцатипятилетнего возраста продолжается миелинизация нервных волокон головного мозга, но уже в школьном возрасте симптомы у детей при сотрясении соответствуют симптомам у взрослых.
Поэтому потеря сознания при тяжелой форме сотрясения бывает чаще, легче выявить оглушенность, амнезию, нистагм. Проблемой могут стать психологические моменты, когда дети или подростки скрывают травму от родителей. Особенно часто такие сложности возникают в подростковом периоде.
При обнаружении вышеописанных симптомов в первую очередь постарайтесь показать ребенка специалисту; потеря сознания, разная величина зрачков, нарушения зрения – повод вызвать скорую. Но даже, если состояние после травмы нормальное, то нужно наблюдать за малышом в течение нескольких часов, так как симптоматика при сотрясении нарастает со временем.
Диагноз ставится на основе анамнеза, общих симптомов, неврологического осмотра и дополнительных исследований, которые должны исключить наличие видимых повреждений головного мозга. Для этого используют осмотр глазного дна, УЗИ, рентген, МРТ и многие другие методы.
Лечение чаще симптоматическое, назначаются:
Важно обеспечить ребенку покой, ограничить активные игры, просмотр телепередач, занятия на компьютере.
При тяжелом сотрясении основной задачей становится профилактика отека мозга, ее проводят с помощью диуретиков, иногда приходится назначать их парентеральное введение. Во время лечения диуретиками требуется контролировать состав электролитов крови и корригировать его при необходимости.
Прогноз обычно благоприятный, но после сотрясения могут длительное время беспокоить головные боли. Еще одной особенностью у детей является возможность замедления развития, рассеянность внимания, поэтому необходимо некоторое время наблюдаться и лечиться у невропатолога.
Сотрясение мозга в детском возрасте обнаружить сложно, и не всегда оно проходит без последствий. Поэтому, если ребенок получил травму, лучше сразу обратиться к специалисту, поскольку симптомы нередко развиваются через некоторое время, а это может усугубить состояние малыша и привести к отеку мозга.